К объектам информационной безопасности в школе относятся:
• информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию, представленную в виде документированных информационных массивов и баз данных;
• информацию, защита которой предусмотрена законодательными актами РФ, в т. ч. персональные данные:
• средства и системы информатизации — средства вычислительной и организационной техники, локальной сети, общесистемное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы управления рабочими местами, системы связи и передачи данных, технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки и отображения информации.
Система информационной безопасности (далее - СИБ) должна обязательно обеспечивать:
• конфиденциальность (защиту информации от несанкционированного раскрытия или перехвата):
• целостность (точность и полноту информации и компьютерных программ);
• доступность (возможность получения пользователями информации в пределах их компетенции).
Обеспечение информационной безопасности осуществляется по следующим направлениям:
• правовая зашита - это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе:
• организационная зашита - это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающая или ослабляющая нанесение какого-либо ущерба:
• инженерно-техническая защита - это использование различных технических средств, препятствующих нанесению ущерба.
Информационная безопасность
Документы
Детские безопасные сайты
http://www.solnet.ee/
Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов
http://ukrrabbit.moy.su/
Живая планета-зоопортал
Родителям
Основные типы интернет опасностей:
- Интернет-зависимость. У детей такая зависимость случается из-за чрезмерного увлечения играми. Особенно это касается игр с многопользовательской аудиторией, где игроки общаются друг с другом, взаимодействуют по ходу сюжета. Бить тревогу стоит, когда игра становится неотъемлемой частью жизни ребенка: он начинает отказываться от еды, отказывается учиться, играет по ночам, проявляет агрессию, если запретить играть. Выйти из интернет зависимости детям сложно, поэтому, чем раньше она будет выявлена, тем меньше вреда нанесет.
- Кибербуллинг и троллинг. В сети массово встречаются агрессивные пользователи, которые выводят на эмоции оппонентов. Адекватно ответить и постоять за себя сможет не каждый. В чем опасность троллинга в интернете? Издевательства, запугивания, насмешки, упреки сильно влияют на поведение ребенка. Он становится замкнутым, раздраженным, теряет веру в себя и свои таланты. Внутренние переживания отражаются и на учебе.
- Сайты с вирусами (фишинг, майнеры). Вредоносный вирус причиняет вред технике, замедляет работу и снижает общую производительность. Кроме того, на компьютеры интернет-пользователей могут попасть вирусы-майнеры, которые будут тратить ресурсы устройства на добычу криптовалюты. Кроме того, в сети есть множество фишинговых сайтов, с помощью которых мошенники воруют персональные данные пользователей: номера банковских карт, паспортные данные и так далее.
- Пропаганда терроризма, нацизма, агрессии. Подростками очень легко манипулировать, чем и пользуются злоумышленники. В сети можно встретить сайты, где открыто призывают к тем, или иным видам насилия. Кроме призывов, размещаются видео ролики со сценами жестокости и убийствами. Такой контент шокирует и наносит психологическую травму ребенку, которая может в последствии повлиять на его здоровье.
- Нецензурная лексика, непристойности, грубость. В интернете практически нет цензуры, поэтому общаясь на разных форумах и в соцсетях, дети видят маты, пошлые шутки, грубое обращение. Впитывая новую информацию, ребенок легко может научиться непристойным фразам и шуткам, начнет дерзить взрослым.
- Алкоголь, наркотики, табак. Распространители запрещенных веществ постоянно ищут новых клиентов. Они рассказывают, какие замечательные ощущения получишь от употребления наркотиков или алкоголя, завлекая наивных подростков. Втираются в доверие и в случае возникновения проблем в жизни, всегда придут на помощь с отличным «средством» от любой беды. Ресурсы, на которых промышляют такие деятели, постоянно блокируются Роскомнадзором, но при этом их не становится меньше.
- Социальные сети. Опасность социальных сетей в том, что незнакомые люди могут втереться в доверие к ребенку, стать ему настоящим «другом», а потом и вовлечь в преступную деятельность. Даже взрослые не всегда могут определить злоумышленников, а уж дети тем более. Для них хорошие все те, кто соглашаются с их мыслями, желаниями и интересами. Злоумышленник может попросить финансовой помощи у ребенка, ссылаясь на безвыходную ситуацию. Бравируя дружбой и поддержкой, мошенник может заставить ребенка нарушить закон, а в лучшем случае, только выманит деньги.
- Педофилы. Также стараются сначала подружиться с ребенком, показать, что они на одной волне. Педофил постепенно выуживает необходимую информацию: школа, класс, адрес. Причем он не обязательно будет лично встречаться с ребенком. Он может просить прислать фото или видео интимного характера. Представляясь работником модельного агентства завладеть заветной фотографией не сложно, ведь каждая третья девочка мечтает стать моделью. Получив одно фото, преступник начнет шантажировать ребенка и просить новые. Пугая тем, что покажет полученные фотографии одноклассникам или родителям, педофил получает то, что требует.
Советы по безопасности
1. Научите ребенка ни в коем случае и ни при каких ситуациях не давать онлайновым
друзьям адреса, телефоны и другую личную информацию, например, в каком колледже
учится, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери
и т.д.
2. Объясните детям, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди
могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
3. Поясните, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда.
Приучите детей спрашивать о том, в чем они не уверены;
4. Установите на компьютер специальные программы, обеспечивающие блокирование
нежелательного контента. Ниже приведены примеры некоторых из них и даны ссылки по
которым их можно скачать.
5. Ограничивайте время провождения ребенка за компьютером. Подавайте личный пример
ребенку в этом отношении. Ничто не заменит детям живого, эмоционального общения с
родителями, поэтому больше планируйте интересных семейных мероприятий.
6. Постарайтесь заинтересовать детей обучающими и развивающими играми, которые
можно найти в Интернете.
7. Предупредите детей о возможных негативных последствиях открытия подозрительной
почты, посланий, реагирования на рекламные оповещения.
8. Убедите ребенка в том, что дополнительные меры безопасности нужны не для контроля,
а для защиты, что Вы беспокоитесь о нем и хотите во всем помогать.
9. Установите временные ограничения пользования компьютером и Интернетом, чтобы
жизнь Вашего ребенка не перешла полностью в виртуальный мир. Если дети слишком
много времени проводят за компьютером в сети, договоритесь с провайдером, чтобы
отключали Интернет в определенное время, и никто не имел к нему доступ.
Документы
Педагогам
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
Интернет-ресурсы для педагогических работников
Федеральный портал «Российское образование»
Содержит информацию о интернет-ресурсах в области образования, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность.
Адрес сайта: http://edu.ru
Интеллектуально-творческий потенциал России
На портале находится информация о всех проектах, входящих в программу "Интеллектуально-творческий потенциал России", организующей предметные заочные конкурсы-олимпиады, конкурсы исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, разработка социальных проектов, турниры, форумы, фестивали, научные конференции для школьников и педагогов. Портал включает несколько сайтов, содержащих информацию о конкурсах, всероссийских турнирах, форумах и фестивалях, международных образовательных проектах и многом другом.
Адрес сайта: http://future4you.ru/
Международный образовательный портал "Одарённость.RU"
Основное направление деятельности - проведение Дистанционных творческих и интеллектуальных конкурсов для детей и педагогов Всероссийского и Международного уровня. Возможность публикации учебно-методических наработок.
Адрес: https://ya-odarennost.ru/
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета можно скачать на сайте Лига Безопасного Интернета